+7 (499) 450-27-08
Оставить заявку

В России запретили рекламу в Facebook* и Instagram*

В России запретили рекламу в Facebook* и Instagram*

01.09.2025 г. в России вступит в силу закон о запрете размещения рекламы на платформах, признанных Правительством экстремистскими. К ним относятся площадки, принадлежащие компании Meta*, – Facebook*, Instagram*. Под запрет для рекламы также попадают заблокированные в России X (Twitter) и LinkedIn.

Такое решение было принято Госдумой 25 марта текущего года и подписано Президентом Владимиром Путиным. Причина проста и очевидна – помешать гражданам РФ финансировать владельцев соцсетей, ведущих недружественную политику в отношении нашей страны, распространяющих о ней ложную информацию и искажающих истину. За нарушение запрета на публикацию рекламы на площадках из оговоренного списка введены штрафы до полумиллиона рублей.

С чего всё началось

Деятельность холдинга Meta Platforms Inc* была признана экстремистской ещё в марте 2022 года решением Тверского суда города Москвы и запрещена. Под действие закона также попали и соцсети, принадлежащие компании, – Facebook*, Instagram*. Согласно решению суда, на данных площадках запретили вести рекламные кампании, а при любом их упоминаний в СМИ, теперь полагается делать сноску: «организация, запрещённая на территории Российской Федерации». За отсутствие сноски полагается штраф в размере от 2000 рублей для физ. лиц до 50 000 рублей для юрлиц.

Также пользователей платформ обязали:

  • отключить любые виды рекламы;
  • удалить иконки «Фейсбук»* и «Инстаграм»* со своих страниц в Интернете, а также в офлайне – на вывесках, витринах, визитках, буклетах.

Решение суда было ограничительным, но не запрещало пользоваться соцсетями. Т. е. в соцсетях «Мета»* по прежнему можно было вести блоги, искать информацию, общаться, в том числе через мессенджер WhatsApp. Покупать рекламу у блогеров на тот момент не запрещалось.

Интересно, что и компания «Мета»* в том же году прекратила рекламную деятельность в России, что фактически означало запрет на неё.

Несмотря на введённые с обеих сторон меры, российские бизнесмены продолжили рекламные акции, используя возможности инфлюенсеров и отсутствие прямого запрета на рекламные публикации через них. По сути «Фейсбук»* и «Инстаграм»* превратились в «серую зону», через которую уходили миллионы долларов на поддержку лживых и порочащих Россию кампаний.

Какие изменения внесены в закон

Новые поправки к законам «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности» призваны положить конец неопределённости и перекрыть все образовавшиеся лазейки.

В первом в ст. 5 будет внесена дополнительная часть 10.7, в соответствии с которой запрещается любая реклама на инфоресурсах международных и иностранных организаций:

  • деятельность которых в Российской Федерации признана нежелательной;
  • общественных или религиозных, запрещённых судом или ликвидированных на основании законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму»;
  • доступ к которым ограничен в связи с нарушением российского законодательства.

В закон «О противодействии экстремизму» внесут дополнительную третью часть, в которой будет чётко прописан запрет на рекламу в интернете на платформах компаний, ликвидированных судом или запрещённых в России по причине нарушения статей этого закона, а также закона «О противодействии терроризму».

Новые поправки никак не коснутся обычной жизни в соцсетях (даже если она является запрещённой в России) – общения, поиска информации, ведения корпоративного аккаунта, продвижения себя как эксперта. Пока на этот счёт жёстких ограничений нет. Однако прежде чем разместить рекламу на какой-либо платформе, необходимо проверить её по всем спискам Минюста, а также Роскомнадзора, чтобы убедиться, что она не попадает под новые законодательные поправки. Перечень запрещённых сайтов довольно велик и увеличивается с каждым месяцем.

Впрочем, учитывая, что поправки вступят в законную силу только с сентября, у пользователей остаётся ещё 4,5 месяца, пока рекламироваться на любых площадках можно безнаказанно.

Какие штрафы предусмотрены

Штраф

Некоторые штрафы за рекламу действуют с марта 2024 г. Речь идёт о размещении рекламных постов на ресурсах иноагентов. Штрафам подвергаются и владельцы ресурсов (являющиеся иноагентами), и обратившиеся к ним рекламодатели. Так, если иноагент:

  • физлицо – штраф составит от 2000 до 2500 руб.;
  • ИП – 4000-20 000 руб.;
  • юрлицо – от 50 тысяч до полумиллиона рублей.

Если нарушение повторится, размер штрафа для физлица увеличится до 50 000 руб., а юрлицо заплатит максимальные 500 000 рублей.

Третье нарушение грозит уголовной ответственностью.

Штраф для рекламодателя составляет 300 000 рублей.

Пока всё это касалось только нарушения запрета на рекламу в соцсетях на страницах иноагентов. Т. е. если реклама размещалась на странице иноагента в «Инстаграмм»*, то пользователя и владельца станицы штрафовали, а если на этой же площадке, но на другой странице, то нет.

С первого сентября размеры штрафов не изменятся, возрастает число случаев, за которые их можно получить. Т. е. теперь за рекламу в Instagram* на любой странице рекламодателю и владельцу страницы грозит штраф.

Как отслеживают нарушения

Контролирующие органы активно внедряют автоматизированные системы интернет-мониторинга, при помощи которых отслеживают размещение негативных комментариев, запрещённых видеоматериалов, постов. Эффективно работает система отслеживания маркировки рекламных объявлений «Робот».

В распоряжении РКН есть инструменты для выявления сайтов и бизнес-аккаунтов, которые упоминаются на запрещённых площадках или размещают виджеты для перехода. Ещё один хорошо работающий способ – жалобы граждан. Можно предположить, что с первого сентября их станет больше, поскольку конкуренты начнут тщательно отслеживать друг друга.

Что считается рекламой

Согласно общепринятому определению, рекламой считается любая информация, распространяемая любым способом с целью вызвать интерес у неопределённой аудитории. Например, блогер рассказывает об одежде, которую любит носить, называет бренд и объясняет, чем эти вещи лучше других. Это классическое рекламирование товара. Также к рекламным действиям относятся:

  • призывы купить;
  • ссылки, перейдя по которым можно больше узнать о товаре или услуге или сразу купить;
  • яркие, вырывающиеся из контекста, надписи с призывом поучаствовать в акции по сниженным ценам;
  • размещение промокодов;
  • реферальные ссылки внутри сообщений.

Но есть ряд пограничных случаев, которые контролирующие органы могут посчитать рекламой. Например, отзывы о товаре. Если в нём присутствует подробное описание, призыв или просто рекомендация к покупке, его сочтут рекламным. Рискуют даже те пользователи, которые без всякого умысла чересчур эмоционально расписали свою покупку. Если же в отзыве присутствуют не только плюсы, но и минусы приобретения, это рекламой считаться не будет.

Также рекламным объявлением не будет считаться:

  • пост о новом изделии в блоге автора, который занимается производством этих изделий, например, кондитерских, даже если он их продаёт и говорит об этом на своей странице;
  • обзоры нескольких продуктов, в которых не выделяется ни один из них и нет призывов к конкретным действиям;
  • информация о вашей деятельности, написанная в едином стиле (без использования средств выделения, например, шрифтов, выделения цветом), регулярно размещаемая в сети, даже с предложением купить или воспользоваться скидкой;
  • аналитические материалы;
  • новости.

Как подготовиться бизнесу

Бизнес

Несмотря на то, что у предпринимателей есть ещё 4 месяца, в течение которых можно рекламировать свою продукцию, уже сегодня следует приступить к разработке мер, которые придётся внедрить с 01.09.25:

  1. Пересмотреть контент и убрать все ссылки, прямые призывы, рекламные посты.
  2. Разработать заместительную нативную рекламу, т. е. максимально естественную. Например, описывать качества одежды с упоминанием бренда можно, но без призыва покупать и описания, где это можно сделать.
  3. Вместе с юристом пересмотреть все контракты с блогерами.
  4. Если решите продолжить работу в запрещённых соцсетях, меняйте контент. Если требуется описать продукт, то текст должен быть интересным, носить полезную информацию, но ни к чему не призывать. Например, если вы занимаетесь изготовлением мебели, просто расскажите обо всех достоинствах материала, из которого она сделана, дизайне, эргономичности, экологической безопасности.
  5. Необходимо изменить стратегию продвижения, больше используя разрешённые площадки ВКонтакте, Telegram, Дзен, Rutube.

Каких изменений ждать от введения новых поправок

  1. Перераспределение рекламных бюджетов в пользу отечественных площадок. Это была одна из целей, почему запретили рекламу в «Фейсбук»*, «Инстаграмм»* и ряде иных площадок.
  2. Увеличение аудитории российских платформ. Блогеры, особенно крупные с большими аудиториями, станут развивать аккаунты на отечественных площадках и перетянут туда своих подписчиков.
  3. Изменятся принципы рекламирования: бизнес уйдёт от кричащих зазывающих слоганов, призывов и сосредоточится на создании нативного рекламного контента.
  4. Часть блогеров переместится в «серую зону», т. е. будет работать с рекламодателями без договоров, рассчитываясь через карты за размещение нативной рекламы.
  5. Первыми рекламную активность снизят блогеры-миллионники: они на виду, с наибольшими доходами, поэтому первые, за кем начнут пристальное наблюдение и контроль. Микроблогеры ещё какое-то время пробудут в тени, но со временем мониторинговые системы начнут выявлять и их.

Заключение

Подведём итоги:

  1. Россия запретила рекламу в ряде соцсетей, являющихся законодательно запрещёнными – «Фейсбук»*, «Инстаграмм»*, а также других, включая заблокированные X (Twitter) и LinkedIn. Поправки вступят в силу с первого сентября, и с этого дня любая реклама там будет считаться противозаконной деятельностью.
  2. Нарушение закона предусматривает крупные штрафы и для тех, кто её заказывает, и для тех, кто её размещает.
  3. Иметь аккаунты, вести блоги, общаться новые поправки не запрещают.
  4. Бизнесменам и блогерам следует заранее подготовиться к введению поправок, пересмотреть контракты, контент, удалить ссылки, промокоды, ликвидировать логотипы запрещённых платформ.

* – Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией, её деятельность запрещена в РФ.

Читать еще

смотреть все
Аудит рекламных кампаний: что это и зачем нужен
22 мая 2025
Аудит рекламных кампаний: что это и зачем нужен
Аудит рекламной кампании (РК) – это всесторонний анализ её эффективности, т. е. исследование результатов, которые она даёт: приводит ли новых покупателей в магазин, растут или снижаются...
Недобросовестная реклама: примеры, виды, ответственность
20 мая 2025
Недобросовестная реклама: примеры, виды, ответственность
Стараясь привлечь внимание потенциального покупателя, компании прибегают к самым различным приёмам, включая манипулятивные, вводящие в заблуждение или искажающие информацию. Помимо этого, на страницах интернета и...
Правила саморекламы в интернете в 2025 году
15 мая 2025
Правила саморекламы в интернете в 2025 году
Начиная с 01.09.2022 года в закон о рекламе ФЗ-№ 38 регулярно вносятся поправки, ужесточающие его действие. Сначала было введено положение об обязательном маркировании любого рекламного интернет-контента....

Заявка дошла к нам.
В ближайшее время выйдем на связь