В России запретили рекламу в Facebook* и Instagram*

01.09.2025 г. в России вступит в силу закон о запрете размещения рекламы на платформах, признанных Правительством экстремистскими. К ним относятся площадки, принадлежащие компании Meta*, – Facebook*, Instagram*. Под запрет для рекламы также попадают заблокированные в России X (Twitter) и LinkedIn.
Такое решение было принято Госдумой 25 марта текущего года и подписано Президентом Владимиром Путиным. Причина проста и очевидна – помешать гражданам РФ финансировать владельцев соцсетей, ведущих недружественную политику в отношении нашей страны, распространяющих о ней ложную информацию и искажающих истину. За нарушение запрета на публикацию рекламы на площадках из оговоренного списка введены штрафы до полумиллиона рублей.
С чего всё началось
Деятельность холдинга Meta Platforms Inc* была признана экстремистской ещё в марте 2022 года решением Тверского суда города Москвы и запрещена. Под действие закона также попали и соцсети, принадлежащие компании, – Facebook*, Instagram*. Согласно решению суда, на данных площадках запретили вести рекламные кампании, а при любом их упоминаний в СМИ, теперь полагается делать сноску: «организация, запрещённая на территории Российской Федерации». За отсутствие сноски полагается штраф в размере от 2000 рублей для физ. лиц до 50 000 рублей для юрлиц.
Также пользователей платформ обязали:
- отключить любые виды рекламы;
- удалить иконки «Фейсбук»* и «Инстаграм»* со своих страниц в Интернете, а также в офлайне – на вывесках, витринах, визитках, буклетах.
Решение суда было ограничительным, но не запрещало пользоваться соцсетями. Т. е. в соцсетях «Мета»* по прежнему можно было вести блоги, искать информацию, общаться, в том числе через мессенджер WhatsApp. Покупать рекламу у блогеров на тот момент не запрещалось.
Интересно, что и компания «Мета»* в том же году прекратила рекламную деятельность в России, что фактически означало запрет на неё.
Несмотря на введённые с обеих сторон меры, российские бизнесмены продолжили рекламные акции, используя возможности инфлюенсеров и отсутствие прямого запрета на рекламные публикации через них. По сути «Фейсбук»* и «Инстаграм»* превратились в «серую зону», через которую уходили миллионы долларов на поддержку лживых и порочащих Россию кампаний.
Какие изменения внесены в закон
Новые поправки к законам «О рекламе» и «О противодействии экстремистской деятельности» призваны положить конец неопределённости и перекрыть все образовавшиеся лазейки.
В первом в ст. 5 будет внесена дополнительная часть 10.7, в соответствии с которой запрещается любая реклама на инфоресурсах международных и иностранных организаций:
- деятельность которых в Российской Федерации признана нежелательной;
- общественных или религиозных, запрещённых судом или ликвидированных на основании законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму»;
- доступ к которым ограничен в связи с нарушением российского законодательства.
В закон «О противодействии экстремизму» внесут дополнительную третью часть, в которой будет чётко прописан запрет на рекламу в интернете на платформах компаний, ликвидированных судом или запрещённых в России по причине нарушения статей этого закона, а также закона «О противодействии терроризму».
Новые поправки никак не коснутся обычной жизни в соцсетях (даже если она является запрещённой в России) – общения, поиска информации, ведения корпоративного аккаунта, продвижения себя как эксперта. Пока на этот счёт жёстких ограничений нет. Однако прежде чем разместить рекламу на какой-либо платформе, необходимо проверить её по всем спискам Минюста, а также Роскомнадзора, чтобы убедиться, что она не попадает под новые законодательные поправки. Перечень запрещённых сайтов довольно велик и увеличивается с каждым месяцем.
Впрочем, учитывая, что поправки вступят в законную силу только с сентября, у пользователей остаётся ещё 4,5 месяца, пока рекламироваться на любых площадках можно безнаказанно.
Какие штрафы предусмотрены
Некоторые штрафы за рекламу действуют с марта 2024 г. Речь идёт о размещении рекламных постов на ресурсах иноагентов. Штрафам подвергаются и владельцы ресурсов (являющиеся иноагентами), и обратившиеся к ним рекламодатели. Так, если иноагент:
- физлицо – штраф составит от 2000 до 2500 руб.;
- ИП – 4000-20 000 руб.;
- юрлицо – от 50 тысяч до полумиллиона рублей.
Если нарушение повторится, размер штрафа для физлица увеличится до 50 000 руб., а юрлицо заплатит максимальные 500 000 рублей.
Третье нарушение грозит уголовной ответственностью.
Штраф для рекламодателя составляет 300 000 рублей.
Пока всё это касалось только нарушения запрета на рекламу в соцсетях на страницах иноагентов. Т. е. если реклама размещалась на странице иноагента в «Инстаграмм»*, то пользователя и владельца станицы штрафовали, а если на этой же площадке, но на другой странице, то нет.
С первого сентября размеры штрафов не изменятся, возрастает число случаев, за которые их можно получить. Т. е. теперь за рекламу в Instagram* на любой странице рекламодателю и владельцу страницы грозит штраф.
Как отслеживают нарушения
Контролирующие органы активно внедряют автоматизированные системы интернет-мониторинга, при помощи которых отслеживают размещение негативных комментариев, запрещённых видеоматериалов, постов. Эффективно работает система отслеживания маркировки рекламных объявлений «Робот».
В распоряжении РКН есть инструменты для выявления сайтов и бизнес-аккаунтов, которые упоминаются на запрещённых площадках или размещают виджеты для перехода. Ещё один хорошо работающий способ – жалобы граждан. Можно предположить, что с первого сентября их станет больше, поскольку конкуренты начнут тщательно отслеживать друг друга.
Что считается рекламой
Согласно общепринятому определению, рекламой считается любая информация, распространяемая любым способом с целью вызвать интерес у неопределённой аудитории. Например, блогер рассказывает об одежде, которую любит носить, называет бренд и объясняет, чем эти вещи лучше других. Это классическое рекламирование товара. Также к рекламным действиям относятся:
- призывы купить;
- ссылки, перейдя по которым можно больше узнать о товаре или услуге или сразу купить;
- яркие, вырывающиеся из контекста, надписи с призывом поучаствовать в акции по сниженным ценам;
- размещение промокодов;
- реферальные ссылки внутри сообщений.
Но есть ряд пограничных случаев, которые контролирующие органы могут посчитать рекламой. Например, отзывы о товаре. Если в нём присутствует подробное описание, призыв или просто рекомендация к покупке, его сочтут рекламным. Рискуют даже те пользователи, которые без всякого умысла чересчур эмоционально расписали свою покупку. Если же в отзыве присутствуют не только плюсы, но и минусы приобретения, это рекламой считаться не будет.
Также рекламным объявлением не будет считаться:
- пост о новом изделии в блоге автора, который занимается производством этих изделий, например, кондитерских, даже если он их продаёт и говорит об этом на своей странице;
- обзоры нескольких продуктов, в которых не выделяется ни один из них и нет призывов к конкретным действиям;
- информация о вашей деятельности, написанная в едином стиле (без использования средств выделения, например, шрифтов, выделения цветом), регулярно размещаемая в сети, даже с предложением купить или воспользоваться скидкой;
- аналитические материалы;
- новости.
Как подготовиться бизнесу
Несмотря на то, что у предпринимателей есть ещё 4 месяца, в течение которых можно рекламировать свою продукцию, уже сегодня следует приступить к разработке мер, которые придётся внедрить с 01.09.25:
- Пересмотреть контент и убрать все ссылки, прямые призывы, рекламные посты.
- Разработать заместительную нативную рекламу, т. е. максимально естественную. Например, описывать качества одежды с упоминанием бренда можно, но без призыва покупать и описания, где это можно сделать.
- Вместе с юристом пересмотреть все контракты с блогерами.
- Если решите продолжить работу в запрещённых соцсетях, меняйте контент. Если требуется описать продукт, то текст должен быть интересным, носить полезную информацию, но ни к чему не призывать. Например, если вы занимаетесь изготовлением мебели, просто расскажите обо всех достоинствах материала, из которого она сделана, дизайне, эргономичности, экологической безопасности.
- Необходимо изменить стратегию продвижения, больше используя разрешённые площадки ВКонтакте, Telegram, Дзен, Rutube.
Каких изменений ждать от введения новых поправок
- Перераспределение рекламных бюджетов в пользу отечественных площадок. Это была одна из целей, почему запретили рекламу в «Фейсбук»*, «Инстаграмм»* и ряде иных площадок.
- Увеличение аудитории российских платформ. Блогеры, особенно крупные с большими аудиториями, станут развивать аккаунты на отечественных площадках и перетянут туда своих подписчиков.
- Изменятся принципы рекламирования: бизнес уйдёт от кричащих зазывающих слоганов, призывов и сосредоточится на создании нативного рекламного контента.
- Часть блогеров переместится в «серую зону», т. е. будет работать с рекламодателями без договоров, рассчитываясь через карты за размещение нативной рекламы.
- Первыми рекламную активность снизят блогеры-миллионники: они на виду, с наибольшими доходами, поэтому первые, за кем начнут пристальное наблюдение и контроль. Микроблогеры ещё какое-то время пробудут в тени, но со временем мониторинговые системы начнут выявлять и их.
Заключение
Подведём итоги:
- Россия запретила рекламу в ряде соцсетей, являющихся законодательно запрещёнными – «Фейсбук»*, «Инстаграмм»*, а также других, включая заблокированные X (Twitter) и LinkedIn. Поправки вступят в силу с первого сентября, и с этого дня любая реклама там будет считаться противозаконной деятельностью.
- Нарушение закона предусматривает крупные штрафы и для тех, кто её заказывает, и для тех, кто её размещает.
- Иметь аккаунты, вести блоги, общаться новые поправки не запрещают.
- Бизнесменам и блогерам следует заранее подготовиться к введению поправок, пересмотреть контракты, контент, удалить ссылки, промокоды, ликвидировать логотипы запрещённых платформ.
* – Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией, её деятельность запрещена в РФ.
Читать еще
смотреть все

