Реклама в России в 2025 году: новые правила и налоги

Начало апреля 2025 года ознаменовалось для россиян не менее важными новшествами. Изменения коснулись Закона «О рекламе», в который были внесены поправки. Согласно новому правилу, интернет-реклама облагается налогом, а это значит, что владельцы блогов, интернет-площадок, отечественные предприниматели, размещающие рекламные объявления на зарубежных платформах, а также посредники, помогающие рекламодателям, обязаны делать отчисления в федеральный бюджет.
Что изменится с 1 сентября 2025 года
С этого времени начнет действовать новый закон, который запрещает публиковать рекламу в России 2025 в Instagram*, Facebook* и других социальных сетях, признанных в Российской Федерации нежелательными. Также под данный запрет попадают ресурсы организаций и лиц, деятельность которых признана экстремистской либо запрещена. Сюда же относятся общественные и религиозные организации, включая ресурсы с ограниченным к ним доступом по любым причинам.
Как в таком случае быть тем, для кого Instagram является эффективной площадкой для продвижения собственных идей, проектов, продукции или еще чего-то интересного и познавательного? Чтобы избежать недопонимания и недоразумения, стоит разобраться, что можно, а что нельзя публиковать.
Итак, основная задача нововведения – остановить финансирование подобных платформ, получаемое благодаря рекламе. Ответственность за соблюдение закона ложиться как на блогеров и прочих владельцев собственных страниц в соцсетях, так и на бизнесменов, подающих рекламные объявления таким распространителям рекламы.
Теперь о том, что считается рекламой, а что не является таковой.
Это реклама, если:
- В посте присутствует информация о каком-нибудь товаре либо услуге, призывающая пользователей приобрести ее.
- Например, «Успейте заказать курс эффективного похудения в течение трех дней»;
- Товар чрезмерно расхваливается:
- «Это самый лучший в мире бальзам-активатор для роста волос!»;
- Указаны ссылки для продажи: «Кликните на ссылку, чтобы приобрести прямо сейчас»;
- Контент не относится к тематике блога, который, например, посвящен кулинарии, где вдруг ни с того ни с сего появляется пост про крем, да еще с явно прослеживающимся призывом его купить.
Нарушением не является, если:
- Описание товаров опубликовано без призывов их приобрести: «Мне так нравится эта плойка, давно такую хотела»;
- Рассказ о каких-нибудь собственных продуктах: «Попробовала приготовить вот такой салат, уж не думала, что получится так вкусно, пальчики оближешь!»;
- Вы делитесь каким-то своим опытом либо наблюдением: «Собрала интересный образ на каждый день и добавила к нему маленькую сумочку от Zara».
Что считается рекламой в блоге
Попробуем разобраться в особенностях коммерческой рекламы, саморекламы и рекомендации, уяснить их суть, чтобы в будущем избежать ситуаций, в которых могут запросто оштрафовать.
Коммерческая реклама – это рекламирование товаров либо услуг с целью извлечения финансовой выгоды от их продажи.
Самореклама – это продвижение собственных продуктов на своих площадках.
Рекомендация – это отзыв, основанный на собственном опыте.
Так вот, с 1 сентября текущего года нельзя будет заниматься рекламой и саморекламой в личном блоге, публиковать рекламные посты партнеров, а также платить за такие посты блогерам, в том числе и через посредников, делать таргетированную рекламу.
За публикацию партнерских рекламных постов, таргетированную рекламу в социальных сетях, которых запрещены на территории Российской Федерации, их авторы также понесут соответствующее наказание.
Разрешается лишь вести блог и рассказывать о собственных товарах, продуктах либо услугах. Например, когда вы пишете с увлечением о каком-нибудь своем любимом хобби, рассказываете подписчикам о том, как оно прекрасно и почему вы им увлеклись. Вы просто предлагаете им научиться, следуя вашим инструкциям, либо связаться с вами, чтобы получить желаемый предмет из вашей коллекции, изготовленной вручную. Вы просто рассказываете про свое увлечение, опыт, связанный с ним, придерживаясь основной темы блога, ни к чему не призывая и не давая ссылок на сторонние ресурсы.
Следует также добавить, что вместе с нововведениями появилось и новое понятие – «маркировка рекламы». Она нужна для упорядочения рекламы в Интернете для юридических и физических лиц, а также для того, чтобы защитить пользователей Сети от нежелательной навязчивой рекламы.
Маркировке подлежат все виды рекламных материалов, в том числе таргетированную, медийную, контекстную рекламу, саморекламу (за исключением той, что подается без выделения какой-либо продукции), публикации на страничках блогеров, средств массовой информации, SEO-статьи, а также баннеры, посты в соцсетях и видеоролики.
Какие штрафы грозят за нарушения
Ну а тех, кто все же осмелится преступить закон, ждут наказания в виде штрафов, а в некоторых случаях можно понести даже уголовную ответственность.
Итак, физическим лицам грозит штраф от 2000 до 2500 рублей, юридическим лицам – от 100000 до 500000 рублей, а индивидуальным предпринимателям – от 4000 до 20000 рублей.
Повторно нарушившим придется распрощаться с уже внушительными суммами: физическим лицам – в размере до 50000 рублей, юридическим лицам – в размере до 500000 рублей.
Если на счету уже два административных нарушения, иностранного агента вполне могут привлечь к уголовной ответственности. Рекламодатель же отделается штрафом на сумму в пределах 300000 рублей.
Новый налог на интернет-рекламу: суть изменений
Согласно новым правилам, вступившим в силу с 1 апреля этого года, все системы, специализирующиеся на рекламе в России 2025, ее распространители и посредники обязаны каждые три месяца отправлять в налоговый орган три процента от дохода, полученного за рекламную кампанию. Неуплата налога чревата штрафами.
В список тех, кто должен платить, входят: владельцы площадок, где размещаются рекламные объявления, посредники, помогающие рекламодателям размещать рекламу в Сети, российские предприниматели, использующие зарубежные платформы для своей рекламы, а также операторы рекламных систем.
Среди освобожденных от уплаты – печатные средства массовой информации, выпускающие не меньше 300000 экземпляров за год, информационные агентства, а также государственные СМИ.
Какой орган контролирует рекламу и отчетность
Все выплаты контролирует Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). По законодательству, все лица, задействованные в реализации рекламного контента, предоставляют акты выполненных работ оператору рекламных данных, который отправляет эту информацию в Единый реестр интернет-рекламы. Затем, основываясь на полученных данных, Роскомнадзор вычитает три процента из дохода рекламодателей. Если информация от участника не поступает, то ему назначается штраф.
Как адаптировать работу под новые правила
Чтобы выжить в новых условиях, специалисты советуют бизнесу внимательно изучить закон, заняться проверкой всех подрядчиков, убедиться в их легальности, включить в договоры с площадками возможности компенсации в случае убытков, настроить систему мониторинга размещения рекламы, заняться финансовым планированием и пересмотреть коммерческие условия с клиентами.
Заключение
Вступившие новые изменения в рекламу в России 2025 – не повод паниковать. Это возможность пересмотреть свою работу, систематизировать ее, чтобы не оказаться в списках штрафников. Не забывайте об ответственности и следите за изменениями в законодательной сфере.
* – Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией, её деятельность запрещена в РФ.
Читать еще
смотреть все

