Недобросовестная реклама: примеры, виды, ответственность

Стараясь привлечь внимание потенциального покупателя, компании прибегают к самым различным приёмам, включая манипулятивные, вводящие в заблуждение или искажающие информацию. Помимо этого, на страницах интернета и в офлайн-пространстве появляется всё больше примеров рекламы откровенно оскорбительной и непристойной. К подобным недобросовестным приёмам прибегают даже такие гиганты рынка, как Apple, Calvin Klein, Burger King. ФАС отслеживает подобные случаи и наказывает рекламодателей внушительными штрафами.
Признаки недобросовестной рекламы
К понятию недобросовестной относят любую информацию в рекламном блоке, вводящую в заблуждение потребителя:
- недостоверная информация о товаре или последствиях его употребления;
- сокрытие негативных сторон продукта;
- размещение информации, не имеющей научного или документального подтверждения, например о том, что «наш товар лучший в стране»;
- откровенный обман, например, когда на рекламном баннере стоят одни цены за услугу, а на сайте они оказываются иными и гораздо выше.
Рассмотрим более конкретные признаки недобросовестной рекламы. Согласно ст. 5 закона ФЗ-№ 38, недобросовестной также является реклама, если в ней:
- сравниваются товары производителя с конкурентами в пользу производителя;
- присутствуют слова и выражения, оскорбляющие или порочащие честь конкурентных организаций;
- рекламируются запрещённые продукты и услуги.
Примеры ненадлежащей рекламы
Некорректные сравнения
При составлении рекламного ролика или слогана следует тщательно выверить все формулировки, сравнения и призывы. Например, выражения «товар №1» или «лучший в стране» находятся под запретом, поскольку такие утверждения нельзя доказать, а значит можно рассматривать как обман или введение в заблуждение. Например, компания J&J была оштрафована ФАС на 200 000 рублей за рекламу препарата «Гексорал», поскольку в ней утверждалось, что лекарство является «болезнетушителем №1».
Другой пример связан с компанией, продающей одежду и являющейся конкурентом одной из азиатских фирм. Был запущен рекламный слоган «как Nikifilini, только дешевле». Однако по каким критериям можно было судить, что у них такое же качество, указано не было. Это и стало поводом для штрафа за ненадлежащее рекламирование.
Обман и полуправда
Предприниматель обязан в рекламных блоках указывать всю основную информацию о продукте. Однако есть непривлекательные стороны, которые не хочется афишировать. Иногда их пишут в самом низу в сноске мелким шрифтом, чтобы текст не бросался в глаза, но чаще просто не указывают, а это уже обман.
В 2023 году штрафные санкции были наложены на сеть магазинов «Пятёрочка», которая разрекламировала акцию для пенсионеров – «Скидки на всё». На самом деле акция распространялась на отдельные виды продукции, о чём было указано мелким шрифтом в рекламе. Но практически никто из пожилых людей этого не заметил, а, придя в магазины, обнаружил, что по скидкам купить можно было немногое. ФАС посчитала это обманом пенсионеров и взыскала с компании 300 000 рублей.
Компанию Л’Этуаль оштрафовали за классическую схему обмана: на рекламном баннере красовалось обещание скидки в 40% на духи, а в магазине предоставляли только 30%.
Подобные случаи встречаются не только в нашей стране. За рубежом обманщиков тоже строго наказывают. Интересный случай произошёл с компанией Red Bull. Группа активистов подала в суд на неё в связи с известным слоганом «Red Bull окрыляет» с формулировкой, что они выпили много напитка, но крылья у них не выросли! Компания выплатила 13 млн долларов компенсации «потерпевшим» за обман. В ходе разбирательства также было установлено, что никаких испытаний, доказывающих, что напиток тонизирует или повышает концентрацию внимания, не проводилось.
Иностранные слова в рекламе
В России знание иностранных языков не является обязательным. Из-за этого нередко возникают ситуации, когда неправильное использование иностранных слов в переводе или в контексте может привносить совершенно иной смысл. Поэтому было принято решение о запрете использования иностранных слов в рекламных компаниях. В Йошкар-Оле был оштрафован магазин, торгующий вейпами и сопутствующими товарами, с вывеской о том, что в нём продают «Vape Shop. Одноразовые устройства, жидкость, табак». Штраф наложили за использование иностранных слов, а также рекламу табачных изделий, что запрещено ст. 8 ФЗ № 38.
Также не стоит писать иностранные слова русскими буквами, поскольку и так может появиться двойной смысл.
Непристойная или оскорбительная реклама
Это особый раздел в списках рассматриваемых ФАС дел. Если откровенно оскорбительная риторика в отечественной рекламе практически не встречается, то непристойностей, выражений с подтекстом или игрой слов (особенно с применением иностранных) довольно много.
По мнению антимонопольной службы к оскорбительным следует относить любые выражения, унижающие достоинство человека, принижающие значимость событий или отдельных лиц. В этом ключе ФАС посчитала оскорбляющей достоинство женщин рекламное объявление антицеллюлитного средства в косметическом салоне, подчеркивающее, что такое может быть только у женщин.
Оскорбительными сочтут надписи, картины, карикатуры, связанные с любой религией, поскольку это непременно оскорбит чувства части населения страны. В России примеры найти сложно, но чтобы не быть голословными, приведём пример из зарубежной практики. Компании «Калвин Кляйн» пришлось выплатить католической церкви один миллион долларов за то, что они в рекламной кампании джинсов использовали картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», рассадив таким же образом молодых людей, наряженных в фирменные джинсы.
За непристойную наружную рекламу в Перми оштрафовали суши бар под названием KuniOki, предлагающий всем желающим посетить бар в счастливые часы и попробовать Kuni со скидкой.
Спорная реклама, касающаяся детей
ООО СК «ВТБ Страхование» пришлось заплатить административный штраф в 100 тысяч рублей за размещение рекламы по страхованию детей, в которой госорганы усмотрели спорность. На плакате был изображён ребёнок, гуляющий по верхней перекладине качели в плаще, как у человека-паука, с надписью «Суммы страхования» и лозунгом «Могу всё!». Реклама была признана опасной для здоровья ребёнка, который может подумать, что играть подобным образом безопасно.
Другая реклама часто запускалась на ТВ в канун Нового года: автопоезд с Coca-Cola, который ведёт Санта-Клаус и таким образом привозит людям новогодние праздники. Этот ролик был признан вредным, поскольку способствовал подмене понятий: дети могли решить, что Новый год приходит, только если есть Coca-Cola, которую привёз Санта-Клаус.
Какие взыскания предусмотрены за распространение ненадлежащей рекламы
- Штрафы от 100 000 до 500 000 рублей для юрлица, а также отдельные для гендиректора в размере от 4 000 до 20 000 рублей.
- Опровержения. Компанию могут заставить публично заявить о том, что информация в такой-то рекламе была неверной.
Как избежать санкций. Советы
- Не рекламируйте запрещённые товары и услуги.
- Указывайте цену только в рублях. При этом стоимость товаров, указанная в рекламе, должна соответствовать фактической. То же самое относится к процентам по скидочным акциям.
- Не используйте иностранные слова без перевода, особенно те, которые в русском прочтении звучат непристойно.
- Везде проставляйте возрастную маркировку.
- Тщательно формулируйте текст, не допуская оскорбительных слов, выражений, сравнений.
- Избегайте информации, порочащей достоинство или задевающей чувства людей.
- Не используйте превосходные степени, например, «идеальный», «лучший», «№ 1 в стране» и т. п.
- Не публикуйте непроверенную информацию или утверждения, которые нельзя подтвердить документально.
- Следите, чтобы рекламные кампании не вводили в заблуждение потребителя несбыточными обещаниями или сокрытием свойств.
Чтобы ваша компания не стала примером распространения недобросовестной рекламы по ошибке, перед публикацией тщательно проверяйте каждую цифру и каждое утверждение.
Читать еще
смотреть все

